Грамотное разделение обязанностей между руководителем и подчиненным – это делегирование полномочий, и от того, как начальник владеет искусством передачи дел своим сотрудникам, зависит эффективность работы всей компании.

Делегирование не является способом ухода от собственных обязанностей или ответственности. Оно позволяет освободить время для решения более важных управленческих задач и повысить личную эффективность руководителя. Делегирование облегчает работу директора, однако не снимает обязанностей по принятию окончательного решения.

Для чего требуется делегировать полномочия

 Делегирование требуется в тех случаях, когда:

  • Руководитель не справляется с большим объемом работы.
  • Начальник желает развивать сотрудников.
  • Подчиненный обладает необходимыми навыками для порученной ему работы.

Кроме того, делегирование требуется в том случае, если руководитель занимается «не своей» работой, и ему не хватает времени для решения стратегических задач. О том, чем в идеале должен заниматься руководитель, можно узнать из этого курса: Основные функции руководителя.

В чем преимущество делегирования

При правильном делегировании выгоды получает как сам руководитель, так и его подчиненные. В основе делегирования полномочий лежат следующие преимущества:

Для руководителя, это:

  • Освобождение от менее важных дел и высвобождение времени для руководящей деятельности.
  • Возможность заниматься главным – эффективно управлять командой.
  • Наблюдение со стороны и более широкий угол обзора, что позволяет увидеть недочеты и стратегические ошибки и предотвратить их заранее.

Для подчиненных:

  • Осознание ответственности.
  • Формирование доверия.
  • Рост мотивации и лояльности.
  • Увеличение эффективности.

Правила делегирования

Чтобы в итоге был получен необходимый результат, важно соблюдать правила делегирования:

  1. Конкретная формулировка цели. При четкой постановке задачи сотрудник понимает, как ему следует действовать, и к какому результату он должен прийти в итоге.
  2. Обозначение прав и обязанностей. Чтобы исключить саботаж, неполное или некорректное выполнение заданий, следует сразу уточнить какие нормы и регламенты должен соблюдать подчиненный, а также какие для этого ресурсы он может использовать.
  3. Создание мотивации. Только в случае правильной мотивации поручение будет воспринято как выгодное предложение и возможность продвижения по карьерной лестнице, а не как обуза.
  4. Проверка по всем фронтам. Руководитель обязан удостовериться, что задание было понято правильно. Это позволит скорректировать действия и найти самый короткий путь к выполнению поручения.
  5. Поддержка и контроль. Отслеживание промежуточных результатов поможет вовремя внести корректировки в работу сотрудника и исправить недочеты.

Принципы делегирования

Главные принципы делегирования полномочий:

  • Подчиненный должен иметь достаточно полномочий, чтобы была возможность достичь необходимого результата без привлечения руководителя.
  • Сотрудник должен четко знать, перед кем он несет ответственность за решение поставленной задачи.
  • Руководитель может принимать решения и передавать дела только в пределах своей компетенции.
  • Ответственность за результат лежит на руководителе, передаются только полномочия.

Для того чтобы правильно распределить обязанности между подчиненными, стоит заранее решить как, кому и что будет делегировано. Помочь в этом нелегком вопросе может наставничество в управлении персоналом.

Делегирование полномочий позволяет оптимизировать рабочие процессы, повысить квалификацию сотрудников, снизить производственные затраты, отточить управленческие навыки. Главное преимущество делегирования – возможность получать высокие результаты благодаря качественному и своевременному выполнению задач, на которые раньше не хватало времени.

0

Так же вас может заинтересовать

Как работать с возражениями в продажах
С чего начать построение отдела продаж
С чего начать продвижение товара на рынок